Окружающий мир
Изучение окружающего мира в частном детском саду Город детства идет постоянно. И в рамках занятий и просто в игре, беседе или во время прогулки. Каждая мелочь вокруг нас может быть поводом для разговора, любое явление природы — повод, чтобы обратить на него внимание и рассказать об этом ребенку.
Малыши активно исследуют окружающий мир. Им все интересно, любопытство — их отличительная черта. И задача воспитателей Города детства — помочь детям познавать этот мир. Врожденная потребность ребенка узнавать новое очень сильна, и очень важно пользоваться моментом и культивировать эту черту.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольный возраст — это период формирования первых представлений об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Период накопления знаний, которые потом можно применить на практике. Знания эти формируются, в основном в игре, беседе, наблюдении, при выполнении заданий.
Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:
- Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
- Словесные методы (беседы, чтение книг);
- Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше, педагоги Города детства используют различные методы и сочетают их друг с другом. Например, наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае педагоги не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.
Какие знания о мире ребенок должен получить в дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях.
Вот примерные темы, которые ребенок изучает на занятиях по окружающему миру по возрастам:
Возраст |
Содержание знаний о мире |
---|---|
3-4 |
|
4-5 |
|
5-7 |
|
Дошкольники – прирожденные исследователи. И мы всячески поддерживать их познавательный интерес, развиваем наблюдательность, мышление и воображение.
Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, мы много гуляем с детьми, беседуем и задаем вопросы, читаем книги, играем в сюжетные игры. А еще у нас есть большой живой уголок. Дети наблюдают за черепахами или подводным миром в аквариуме с настоящими кораллами и разнообразной морской фауной, могут покормить белок или шиншилл.
Летом дети сами высаживают зелень и овощи в огороде, ухаживают за своими посадками и наблюдают за их ростом и изменениями.