Back to top

«Разум без сердца перерождается в тупость и безрассудство»

Интервью, посвященное гуманной педагогике

«Наш педагогический путь начался с первых страниц книги «Исповедь отца сыну» Ш.А.Амонашвили, – начали свой рассказ Ольга и Иван Неклюдовы, под звуки классической музыки, которые иногда еле улавливаются, а иногда мелодично дополняют речь двух молодых людей, музыкантов, родителей, педагогов и руководителей музыкального детского сада. – Закончив в Академии педагогического искусства высшую школу учеников Ш.А.Амонашвили приняли для себя гуманно-личностный подход как единственно возможный для воспитания собственных детей.

В один из летних вечеров в личной беседе Шалва Александрович подарил нам идею, мечту... открыть собственный музыкальный детский сад, где гуманная педагогика вместе с музыкой будут развивать в детях доброту, любовь, человечность. Мы продумали всё до мелочей – цвета сада, зоны развития, музыку, даже запах...» Я тоже это сразу заметила – никаких шаблонов, воспитательное пространство вокруг хранит труды его создателей, каждый предмет не случаен; от стёганого покрывала в зоне для чтения книг до доски информации в уютной прихожей – всё хранит тепло их рук.

На мой вопрос, как вы объясняете родителям столь необъятную даже людям с педагогическим образованием тему сути гуманной педагогики, мне был приведён простой пример: «Мы хотим сделать так, чтобы из 12 детей сада, если один упал, остальные 11 бросились к нему». Тут же в моей голове зазвучала цитата, накануне, во время подготовки к интервью, прочитанная у Ш.А.Амонашвили: «Разум без сердца перерождается в тупость и безрассудство». Родители упускают воспитание, подменяя его образованием, увлекаясь новыми модными течениями раннего развития, скорочтения, двуязычия и т.д.

«Что в нашем обществе происходит сейчас? Люди не видят, не замечают друг друга. Прежде чем дать образование, надо привить основные нравственные ценности. Ребёнок должен уметь чувствовать другого человека, должен хотеть помочь, заботиться о ближнем, уметь дружить. Помнить о человечности, об основных духовных ценностях.

Дети – наше будущее, и насколько добрым и мирным оно будет, зависит только от нас. В нашем саду воспитываются не только дети, а педагоги, родители... Когда мы только пришли к гуманной педагогике, мы поняли, как много ошибок в воспитании мы уже совершили, учиться никогда не поздно. Мы вместе с нашим коллективом учимся добру, любить, дружить, каждый день, и у детей в том числе».

Попросила прокомментировать ещё одну фразу Ш.А.Амонашвили: «Школу превратили в рынок образовательных услуг». Поинтересовалась, в какую школу отдали старшего сына и по каким критериям её выбирали. «Школа для нас – это, прежде всего, учитель. Не стены, не парта, не бассейны, не евроремонт. Там, где учитель, там есть школа. И учителя гуманные, которые любят детей, они всегда были и есть, эти добрые Марии Ивановны...

«Личностные качества учителя это: доброта, искренность, преданность». (Ш.А.Амонашвили). Где преданность – это преданность ребёнку, все великие педагоги были всегда на стороне ребёнка. Самый яркий пример – Януш Корчак, который в Великую Отечественную войну, имея возможность спастись, пошёл в газовую камеру со своими учениками. Его книга «Когда я снова стану маленьким» возвратила меня в детство, и я вспомнила, как сложно шагать рядом с мамой, а ножки маленькие, приходится практически бежать, но став мамой, я забыла об этом, и я уже сама тороплю ребенка, быстрее, быстрее, мне нужен какой-то от него  результат... А как же на облако посмотреть? Педагог должен быть всегда на стороне ребёнка, чувствовать, понимать, любить его, поддерживать».

 

А на что смотрите вы, уважаемые читатели?

Мы с Ольгой и Иваном надеемся, что не только на статистику общей успеваемости и количество отличников в классе у педагога.

В завершении нашей беседы Ольга рекомендовала следующие произведения для прослушивания с детьми:

В.А.Моцарт «Rondo in C Major Menuetto-Trio lll from tne Serenade Andante Graziosso» (Соната ля мажор)

И.С.Бах «Оркестровая сюита номер 3» (ре мажор)

И.С.Бах - Ш.Ф.Гуно «Ave maria»

П.И.Чайковский - «Детский альбом», «Времена года», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

 

С Ольгой и Иваном Неклюдовыми беседовала Наталья Николаевна Колобаева