Back to top

Окружающий мир

Изучение окружающего мира в частном детском саду Город Детства идет постоянно. И в рамках занятий и просто в игре, беседе или во время прогулки. Каждая мелочь вокруг нас может быть поводом для разговора, любое явление природы - повод, чтобы обратить на него внимание и рассказать об этом ребенку.

Малыши активно исследуют окружающий мир. Им все интересно, любопытство - их отличительная черта. И задача воспитателей Города Детства - помочь детям познавать этот мир. Врожденная потребность ребенка узнавать новое очень сильна, и очень важно пользоваться моментом и культивировать эту черту.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольный возраст - это период формирования первых представлений об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Период накопления знаний, которые потом можно применить на практике. Знания эти формируются, в основном в игре, беседе, наблюдении, при выполнении заданий.

Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше, педагоги Города Детства используют различные методы и сочетают их друг с другом. Например, наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае педагоги не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Какие знания о мире ребенок должен получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях.

Вот примерные темы, которые ребенок изучает на занятиях по кружающему миру по возрастам:

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Впемена года, их смена и особенности природы;

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

 

Дошкольники – прирожденные исследователи. И мы всячески поддерживать их познавательный интерес, развиваем наблюдательность, мышление и воображение.

Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, мы много гуляем с детьми, беседуем и задаем вопросы, читаем книги, играем в сюжетные игры. А еще у нас есть большой живой уголок. Дети наблюдают за черепахами или подводным миром в аквариуме с настоящими кораллами и разнообразной морской фауной, могут покормить белок или шиншилл.

 

Летом дети сами высаживают зелень и овощи в огороде, ухаживают за своими посадками и наблюдают за их ростом и изменениями.