«Город детства»: мы с детьми играем в сказку

Играя, мы учимся говорить, думать, дружить и прощать, понимать, учимся веселиться и грустить. Играя, мы живем и растем. У детей чувственное, эмоциональное восприятие мира, а эмоции служат главным фактором поведения ребенка, его развития и его отношений с окружающим миром.

Огромное значение для развития эмоций имеют средства искусства. Театр – одно из таких средств. Театр – искусство синтетическое, поэтому способствует естественной гармонизации личности, развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сферы ребенка. Еще одной причиной близости театра детям является связь драматизации с игрой – первоисточником любого детского творчества. Театр воздействует на маленького человека целым комплексом средств (художественное слово и наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка), широко и глубоко захватывая не только воображение и чувства, но и мысли и волю. Отсюда большие возможности в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, формировании такой личности, для которой стремление к творческому поиску, самовыражению, самообразованию становится насущной потребностью.

Театральная студия в детском саду «Город детства» существует уже более 10 лет. Первым педагогом, начавшим прививать любовь детей к театру стала Елена Николаевна Овчинникова. А четыре года назад к ней присоединились музыкальный руководитель Компанеева Наталья Жановна и актер, режиссер, теле- и радиоведущий Кирилл Литваковский. За годы работы на сцене детского сада «Город детства» были поставлены сотни спектаклей, срежиссированы десятки ярких творческих ежегодных фестивалей («Минута славы», «Масленица», «День Смеха», «Литературная гостиная») и, конечно, утренников и выпускных. В 2021 году творческий коллектив «Города Детства» под руководством Кирилла Литваковского участвовал в VII Mеждународном IT – TV конкурсе «Талант 2021» и стал лауреатом 3-й степени. В этом же году воспитанница Елены Овчинниковой Кира Шохина под руководством Натальи Компанеевой стала дипломантом 1-й степени на XII Международном телевизионном конкурсе «Национальное достояние 2021».

Основой, на которой выстраивают свою работу педагоги театрально-литературной студии, стали следующие принципы:

  • Сотрудничество. Ведь в театре одинаково важны все роли: и артистов, и режиссера. Без взаимного уважения и сотрудничества не может быть спектакля. Задача взрослого – на равных войти в деятельность детей, лишь тогда он может попытаться направить эту деятельность на те задачи, которые стоят перед ним как педагогом.
  • Сотворчество. Необходимым элементом творчества являются процессы мышления, воображения, активная работа восприятия, а также положительный эмоциональный фон, поэтому одномоментная активность всех этих процессов способствует развитию творчества у детей. Театр дает повод и материал для самых разнообразных видов творчества, и это одна из наиболее значимых его ценностей
  • Радость. Эмоция радости – одна из наиболее сильных положительных эмоций, именно она позволяет достичь высоких результатов в любом виде деятельности. Если артисты – дети, то и главное удовольствие от игры должны получать исполнители. Именно они должны быть захвачены её интересом
  • Инсценирование (представление спектакля на сцене для зрителей) как творческий процесс дает повод для развития как общих, так и специальных способностей детей. Кроме того, театр дает возможность для развития двух уровней способностей: репродуктивного, где ребенок учится усваивать, овладевать знаниями, навыками, и творческого, направленного на создание нового, оригинального, собственного. Эти два уровня прекрасно совмещаются друг с другом, что дает возможность реализации индивидуального подхода к детям: для одного сложная задача повторить предложенную фразу, мимику, а для другого работа в том, чтобы придумать, как отобразить характер героя в движениях. «Ребенок не готовится к жизни, а живет»,– сказал великий педагог Ушинский.

Наша задача организовать эту жизнь так, чтобы она приносила не только пользу формирующейся личности, но и доставляла радость.

Деятельность театральной студии организуется в форме групповых занятий, а так же постановкой спектаклей и утренников.

Групповые занятия зачастую любимы детьми больше, чем участие в самих постановках. Это неудивительно, ведь на театральных занятиях больше свободы, больше игры, меньше ответственности, больше общения, радости.

На репетициях задача преподавателя – пробудить творческий энтузиазм каждого ребенка. Конечно, это не случается само собой. Вся деятельность продумывается. Это и стиль общения, и степень свободы детей, и форма организации, и радость маленьких открытий, радость преодоления, содержание и способ подачи материала. Постановка спектакля не является самоцелью для воспитателей, музыкального руководителя и режиссера, а служит скорее прекрасной игровой мотивацией для организации разнообразных видов деятельности детей. Это и беседы о характере героев, их манерах поведения, способах выражения чувств и собственно работа над постановкой.

Важно не то, что создадут дети, важно то, что они творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. И если дети встречают занятия радостным криком: «Ура, театр!» – значит, мы на правильном пути, значит, есть и сотрудничество, и сотворчество, и радость. Этот творческий энтузиазм можно с успехом использовать для организации любого вида творчества. А потом всё сначала: новая сказка, новые роли, новые трудности и новые радости.